Адвокаты РФ: инициатива МВД провоцировать чиновников на взятки противозаконна

16.08.2010

Федеральная палата адвокатов РФ сделала официальное заявление по поводу инициативы МВД  провоцировать чиновников на получение взяток.

Как говорится в заявлении, "руководитель Департамента собственной безопасности МВД генерал-лейтенант Юрий Драгунцов предложил проверять чиновников на склонность брать взятки. В том случае, если чиновник не выдержит "проверки на вшивость", генерал предлагает не привлекать его к уголовной ответственности, а просто увольнять с госслужбы. Но наказание будет заключаться не только в этом. Для пойманных с поличным Драгунцов предлагает ввести пожизненный запрет занимать любые государственные должности.

В Федеральной палате адвокатов расценивают эту инициативу как не правовую и противозаконную. По мнению специалистов ФПА, термин "милицейская провокация" на сегодняшний день является не легальным, а скорее доктринальным понятием. Так, в Уголовном кодексе РФ имеется единственная статья 304, которая предусматривает ответственность за провокацию взятки или коммерческого подкупа.

Вместе с тем, Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" достаточно определенно исключает провокацию в работе оперативных подразделений. Так, изменениями, внесенными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 211-ФЗ в ст. 5 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прямо запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация). Закон, не называя конкретных способов провокации, в общей форме перечисляет действия должностных лиц, которые могут склонять(побуждать) иных лиц к совершению преступлений и иных противоправных действий (угроза, шантаж, подкуп, уговор, убеждение, распоряжение, просьба и т.д.). Такого рода действия являются недопустимыми и в силу их противоправности оперативно-розыскной деятельностью являться не могут.

Критерии разграничения правомерного проведения ОРМ и провокации выработаны судебной практикой Верховного и Конституционного судов, а также Европейского суда по правам человека. Не будет являться провокацией ситуация, когда оперативно-розыскные мероприятия проводятся на законных основаниях и когда умысел потенциального преступника на совершение преступления сформировался независимо от деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Так, например, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ 15 июня 2006 г. № 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами"), результаты оперативно-розыскного мероприятия могут быть положены в основу приговора, если они получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у виновного умысла на незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений, а также о проведении лицом всех подготовительных действий, необходимых для совершения противоправного деяния.

Необходимыми условиями законности проведения оперативно-розыскных мероприятий являются также соблюдение оснований и условий для их проведения, предусмотренных ст. 7 и ст. 8 Закона об "Об оперативно-розыскной деятельности" и целей выполнения задач, предусмотренных ст. 2 названного Федерального закона (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 15 июня 2006 г. N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами"; п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 6 марта 2001 г. N 58-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Потапова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Федерального закона „Об оперативно-розыскной деятельности").

В соответствии с позицией Европейского суда по правам человека, который исключает провокацию в том случае, если объект специального расследования (ОРД) был готов и согласен совершить преступление и без вмешательства негласных агентов (См.: Ваньян (VANYAN) против Российской Федерации (Жалоба N 53203/99); Радермахер и Пферер против Германии, решение от 13 мая 1991 г., заявление N 12811/87; Шазад против Соединенного Королевства (1998).

Международно-правовые акты Российской Федерации не содержат прямых норм запрещающих „милицейскую провокацию", однако устанавливают общие положения на запрет совершения действий должностными лицами, следствием которых является дача взятки такому должностному лицу, а именно:
- Конвенция ООН „Против коррупции" (31.10.2003, Мексика);
- Конвенция Совета Европы „Об уголовной ответственности за коррупцию" (Страсбург 27.01.1999);
- Модельный закон о борьбе с коррупцией, принятый 03.04.1999 г. в Санкт-Петербурге в рамках ассамблеи государств-участников СНГ".

Евгений Семеняко, президент ФПА РФ:

- Странно, что такие инициативы исходят из ведомства, призванного бороться с коррупцией. Идея использовать вместо законных методов оперативной работы приемы сомнительного свойства, оправданные "целесообразностью усиления борьбы", напоминают о тех временах, когда "врагов народа" штамповали списками. Не получится ли так, что в департаменте генерала Драгунцова тоже начнут готовить списки. И не важно, что по тем спискам арестовывали, а по этим людей будут лишать работы. Суть остается одна - нормы права подменяются усмотрением отдельных лиц. Это очень опасная тенденция", - подчеркнул Евгений Семеняко.

Юрий Пилипенко, первый вице-президент ФПА:

- Использовать метод провокации законодательством запрещено. И сделано это неспроста. Многовековые традиции и опыт чиновничества и правоприменителей свидетельствуют о том, что представителям власти непозволительно использовать приемы, в которых хотя бы угадывается намек на сомнительность, что получило свое закрепление в законе. Может ли генерал попробовать поправить нынешний российский закон и поломать традиции? Может. Но зачем? Коррупцию нельзя истребить подобными методами. Она может быть искоренена только изменением системы общественных отношений и ничем иным. В Китае коррупционеров расстреливают, но коррупции от этого меньше не становится.

<< К списку